Милетская натурфилософия
Милетцы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) - впервые начали различать (фактически) сущность и явления. В качестве скрытой основы вещей (сущности) Фалес рассматривал воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - апейрон (эфир).
Объявление на
В мире наблюдаемом (т.е. в сфере явлений) две черты: множественность и изменчивость. Психика существует в некотором интервале сложности. В дальнейшем в истории античной философии отношение сущности и явления рассматривается по-разному.
Парменид: множественность и изменчивость иллюзорны, а мир един, вечен и неизменен. Любая мысль о мире истинна. Все, что мыслимо - существует. Т.е. он абсолютизировал тождество сознания и бытия: все течет, все меняется.
Явления меняются и сущность тоже. Софисты (Протагор) довели этот подход до абсурда: изменяется все и вся и в быстром темпе, поэтому любые суждения о реальности очень относительны. Поэтому можно все доказать и все опровергнуть.
«Метод Сократа»: выделение крайностей, имея ввиду, что истина посередине -либо нечто третье, либо синтез крайностей. В методе Сократа содержится центральная идея античной культуры: Ничего сверх меры.
Главная заслуга Сократа состоит в том, что он ценой жизни отстоял миссию философии - право на критику. Сократ не был согласен со смертным приговором, но он его выполнил. Тем самым он показал, что цель философской практики – не разрушение государства, а испытание всех основ жизни людей, включая сюда и государство.
Кант писал: «Все, включая закон, мораль и даже вера имеет право на существование, если выдержит испытание Разумом».