Поздравления

Песни поздравления

Интересное в мире

Особенности становления христианства в Области Войска Донского

Христианство, которое было признано на Дону и официально узаконено с момента создания собственной епархии, имело здесь несколько разновидностей. Именно на Дону христианская церковь встречала наибольшее число раскольничьих сект. Религиозное воспитание казачества изначально носило характер внутренней веры в Бога при равнодушии к внешним, обрядовым формам.

Эта веротерпимость позволяла сохранить мирные отношения в этнически разнородной казачьей среде. Здесь даже священники не освобождались от службы, а обряды совершали в свободное время. С 1718 года, на основании указа Петра I, донские церкви и монастыри Москвы были присоединены к Воронежской епархии. И только после этого, дела церковные на Дону, получив некоторую регламентацию, начинают приходить в соответствие с другими областями России.

С этого времени начинается процесс просвещения народа усилиями священников. Но уже через два года последовала жалоба митрополита Воронежской Патриархии, что очень сложно преодолеть активное вмешательство гражданской власти – атамана и Войска в церковные дела.

Предписания самого Святейшего Синода по вопросу подготовки священников не встретили должного сочувствия со стороны центральной военной власти, охранявшей привилегии Донского Войска.

Только в 1829 г. на Дону была учреждена самостоятельная епископская кафедра. В 1836 году было введено «Положение об управлении Войском Донским». С этого времени растёт количество духовных учебных заведений, улучшается качество преподавания. Так, в отчёте обер-прокурора Святейшего Синода о состоянии духовных учебных заведений за 1877 год Донская семинария была признана одной из лучших.

Особое внимание обращено на положительный опыт изучения калмыцкого языка и переводов евангельского текста на калмыцкий язык, что способствовало христианизации калмыцкого населения. В 1884 году в связи с предписанием о создании епархиальных училищных советов, был создан Донской епархиальный училищный совет для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам Донской Епархии.

Состав совета был из церковных и светских представителей: председатель – законоучитель Новочеркасской женской гимназии священник А. Грачёв, законоучитель Новочеркасской классической гимназии священник Н. Кириллов, Новочеркасский градский благочинный священник Г. Фёдоров, священник Новочеркасского кафедрального собора Т. Климентьев, директор народного училища по Донской области С.С. Робуш, преподаватель Донской Духовной семинарии П.П. Сочин, смотритель Новочеркасского духовного училища С.А. Мшанецкий и преподаватель Мариинского Донского Института Ф.Г. Кашменский.

В целях миссионерской деятельности на Дону, по инициативе Архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана, в 1886 году было открыто Донское Аксайско-Богородичное Братство, которое оказывало помощь учебной литературой и пособиями открывающимся учебным заведениям.

В 80-е гг. государство, обеспокоенное ростом народнического движения, возлагает особые надежды на церковь. В результате правительственной программы о передаче нравственного воспитания церкви (реформа образования 1884 г.), на Дону уже к 1886 году в ведении Донского Епархиального училищного Совета было 108 церковно-приходских школ, школ грамотности – 14. Школы грамотности открывались указом Святейшего Синода 1891 года там, где не было приходов. Всего обучалось в этих школах 3926 человек.

В начале XX века в отчётах училищного Совета (1903-1904 гг.) отмечается тенденция к уменьшению церковных школ на Дону. Финансирования правительства было не достаточно, а казачество не очень охотно поступалось денежными средствами. К тому же на Дону по-прежнему играло большую роль раскольническое движение.

В населённых пунктах с преобладающим влиянием раскольников население относилось к духовному образованию неприязненно, не давало ни помещений, ни детей. По этой причине были закрыты: в Донском округе – 9 школ, в Усть-Медведицком – 6, в Донецкм -1. Тем не менее, церковь сыграла большую роль в нравственном воспитании, в преодолении сектантства и старообрядчества на Дону.