Поздравления

Песни поздравления

Интересное в мире

Сделай сам своими руками

Человек в котелке

В музее Рене Магритта всегда много детей. Экскурсоводы не забивают им головы нюансами сюрреализма, а просто сажают кружком под картину и предлагают назвать то, что малыши видят. И в самом деле  Магритт, думается, должен быть очень близок детям: ведь его искусство столь же далеко от логики, как сказки Льюиса Кэрролла.

Что общего между вороном и письменным столом и какая связь между Гегелем, раскрытым зонтом и стоящим на зонте сосудом с водой  вопросы одного порядка. Порой, сам маэстро проводит с детишками часик за веселым развлечением - сделай сам своими руками », получаются довольно забавные вещи.

Бельгийцы не особенно гордятся своими знаменитыми художниками, список которых наберется немалый (Брейгели, Йордане, Ван Дейк, автор знаменитых комиксов Эрже...), уделяя больше внимания торжественным переодеваниям «писающего мальчика». Но вот Рене Магритту (1898-1967) повезло  устройством его персонального музея страна занималась с поразительной энергией и страстью.

Ставка была сделана на раскрученного художника, туристического «must see», способного обеспечить посещаемость на уровне массового паломничества в музеи Ван Гога в Амстердаме, Клее в Берне, Дали в Фигейросе. Львиную долю бюджета, 6,5 миллиона евро, выделили соседи французы  крупнейшая энергоснабжающая компания Европы «GDF Suez». Федеральный фонд охраны архитектурного наследия «Regte des Batimcnts»> добавил еще миллион.

Этой суммы едва ли хватило бы, если бы государство замахнулось на возведение какой-нибудь экстравагантной формы от звездного архитектора. Но Магритт хотел быть просто «человеком в котелке», и это было учтено. Под музей решили отдать гостиницу «Altenioh» (XIX в., архитектор Альфонс Балат)  неоклассическое здание на Королевской площади Брюсселя, примыкающее к Музею изящных искусств.

Работы по перестройке отеля под нужды современного музея начались с монтажа брезентового холста с изображением знаменитого «Владычества света»  на время ремонта полотнище целиком закрыло фасад. Пока шла стройка, один из скоростных составов компании «Thalys», курсирующий по железной дороге между Парижем, Брюсселем, Амстердамом и Кельном, превратился в агитпоезд.

Обтекаемые формы вагонов украсились летящими по синему небу голубями облаками с картины Магритта «Возвращение». Гак что не только Бельгия, но и соседние страны предвкушали скорое открытие музея... И вот 2 июня 2009 года одна из крупнейших коллекций произведений Рене Магритта, расположившаяся на площади 2,5 тысячи м% была впервые показана публике.

В собрание вошли работы, завещанные музею вдовой художника Жоржеттой и вдовой друга Магритта Луи Скютенера Ирэн Скютенер-Амур, а также произведения, приобретенные на частные пожертвования  всего 250 единиц хранения.

Кураторы сделали все, чтобы в музее публика не скучала, оснастив его самыми передовыми мультимедиа. Анализировать творческий язык Магритта и погружаться в глубины его психики зрителю предлагается по тематико-хронологическому принципу.

Сценограф экспозиции Уинстон Спред признается, что источником вдохновения стал для него брюссельский дом Магриттов на рю де Мимоз, в котором он побывал еще при жизни Жоржетты. Спреда покорил контраст между яркими работами художника на стенах и элегантным сдержанным декором комнат.

Это настроение ему захотелось повторить в музее, поэтому сценограф применил так называемый метод «второй кожи»: поместил экспозицию в темно-синий «ящик» без окон, максимально нейтрализовав естественный свет; зазор, получившийся между «ящиком» и внешними стенами, используется как техническое пространство.

Экспонаты освещены точечными светодиодами с низким потреблением энергии. Днем незаметно, что внутри окна музея загорожены, а когда темнеет, некоторые из них зажигаются, и в них плывут прозрачные облака.

При помощи экранов, работающих на солнечных батареях. Королевская площадь Брюсселя вечерами погружается в магию полотен Магритта и мир его призрачных мечтаний, а экономию потребления электроэнергии контролирует «GDF Suez».